Меню сайта
Реклама
Календарь
КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ
            Ноября
Среда
СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК
СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК
Вчера был праздник:
Вчера был праздник:
Вчера был праздник:
Завтра праздник:
Завтра праздник:
Ближайшие праздники:
14.11.2019 через 1 день
14.11.2019 через 1 день
15.11.2019 через 2 дня
15.11.2019 через 2 дня
Реклама
Портал в сети

Новости Дошкольного портала

на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс

Популярное
Опрос
Вам нравится ваша работа?
Да!!!
Устраивает
Не очень
Хочу другую
Нет!!!
Нам важен ваш голос!
На сайте
Всего на сайте: 79
Гостей: 56
Пользователи: - отсутствуют
Челябинский дошкольный » Методический кабинет » Методические материалы и разработки » Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце
Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце
Лилия Владимировна Зенн
В закладки

Методическая разработка

концертмейстера II квалификационной категории

детского образцового ансамбля танца « Радость» ОХВ

Лилии Владимировны Зенн

г. Набережные Челны

 

На протяжении моей 10-летней работы в качестве концертмейстера  детского хореографического коллектива, я пришла к выводу, что качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической композиции на музыкальном инструменте далеко не все требования предъявляемые к концертмейстеру хореографического ансамбля в современное время.

Что же нужно знать и  уметь современному концертмейстеру, и, что может еще дать хороший музыкант-профессионал, чтобы достичь желаемого результата в творческом тандеме  с педагогом-хореографом?

 

Анализируя этот важный и всеми нами, концертмейстерами и педагогами-хореографами, обсуждаемый вопрос, я пришла к соответствующему выводу, что наряду с первостепенной задачей концертмейстера детского хореографического коллектива осуществлять соответствующий аккомпанемент данной танцевальной композиции, но и наиважнейшая часть работы концертмейстера заключается также в следующем:

- научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить

- развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать  и содействовать в творческой работе педагога-хореографа.

 

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же  помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного  эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

 

Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

 

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни.

Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен,  ему необходимы занятия детскими танцами.

 

На занятиях хореографией и портерной гимнастикой в детском образцовом ансамбле танца «Радость», педагоги, прежде всего, стремятся развивать музыкальную и эмоциональную выразительность детей в танце, учат их координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают с детьми основные позиции и положения рук и ног в танце.

   На занятиях хореографии во время наших музыкальных 5-ти минуток, которые  я провожу во время перерыва, я  знакомлю детей с  историей возникновения танца, который танцуют дети в данный момент, а так же с особенностью  ритмической  структуры данного музыкального сопровождения.

 

Цель музыкальных 5-ти минуток на уроках хореографии:

раскрытие творческих способностей ребенка в танце посредством  глубокого и осмысленного восприятия  музыкального  произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце.

 

Музыкально-танцевальные  игры:

 

«Ветерок»

   Этюд, способствующий вентиляции легких.

Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия - в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у детей до полного расслабления мышц лица.

 

Виннипух с Пяточком в гости к Кролику идет

Игровая ситуация:

Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и Пяточка, которые по неизвестной причине опаздывают. Его музыкально-пластические действия:

- посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное положение (прямо);

- посмотрели влево, вернулись в исходное положение;

 

Этот этюд - шутка решает двойную задачу: различные движения сочетаются с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную выразительность на танцевальных занятиях и не разрушают способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и  небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку.

В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.

 

Музыкальное сопровождение  танцевальных занятий в детском образцовом  ансамбле танца «Радость» играет не только прикладную роль, но и имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса. Подбору музыкальных произведений концертмейстер уделяет особое серьезное внимание, так как хорошо и правильно подобранный музыкальный материал помогает и способствует развитию эмоциональной и музыкальной выразительности на занятиях хореографии. В процессе рабочих моментов используются также видео- и аудиозаписи, благодаря наглядности и эмоциональному воздействию музыки они способствуют более лучшему усвоению учебного материала  и  помогают более ярко представить конечный результат к которому стремится педагог на своих занятиях.

 

Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого года обучения (дети 4-х лет) ::

- характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;

- динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато)

- строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;

 

Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Концертмейстер тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму.

Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца. Вместе с тем, слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.

 

     Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия. Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки, педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть, удивление, размышление и т.д.))

радостно-грустно, вкусно-невкусно, весело-страшно, интересно-неинтересно, любопытно-безразлично и т.п.

 

 Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела - суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а в последствии при изучении нового танцевального репертуара.

 

В процессе второго и третьего года обучения дошкольников хореографии полученные ранее понятия расширяются и закрепляются.

 

Характер музыки

Дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движении и пластике на занятиях партерной гимнастике. Определенное время, в конце каждого занятия педагог уделяет внимание музыкально-танцевальным импровизациям, что способствует более яркому раскрытию и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности малышей в творчестве и танцевальных выступлениях на концертных выступлениях.

  

Темп

Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.

 

Строение музыкальной речи

Дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало окончания части, периода, предложения, фразы и акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притоп, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.)

 

Метроритм

Дети учатся воспринимать сильную и слабые доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а так же на слух определять музыкальные размеры 2/4, ¾, 4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.

 

Музыкально-танцевальные импровизации

   Усвоив понятие «жест» и усвоив его значение в танце, дети переходят к отработке различных жестов - указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояние ( радость, печаль, раздумье и пр.)

    Третий год обучения продолжает закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны  определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.

    Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задания на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом.

     К понятию «жест» добавляется понятие «поза»; начинается изучение поз классического танца.

   На завершающем этапе начального обучения малыши должны передавать с помощью мимики и жестов, то, что они слышат и чувствуют в музыке. Исполняются небольшие пластические этюды с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с мячом). Развитию эмоциональной и актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка», «петух», «лошадка», «лягушка» и др.)

 

Упражнения для развития памяти и внимания

 

      Детям предлагается посмотреть на предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Таким образом, развивается визуальная память и концентрация на конкретном предмете.

   Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и звуки внутри зала, за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые присущи указанному месту. Можно попытаться угадывать конкретные звуки, степень их дальности, анализируя их характер.

 

     Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой (с ближнего на дальний и наоборот). Например: рука, туфли, окно, дверь и т.д.

   Интересным для детей будет переключение внимания с зрительного на слуховое или осязательное. Например: зеркало, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано,  линии ладони и т.д.

 

   Такие упражнения, являющиеся азбукой актерского мастерства, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо и развивают музыкальное и эмоциональное восприятие  у малышей на танцевальных занятиях..

помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

 

Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

 

Основные методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности на занятиях хореографии:

- выразительное исполнение музыкального материала;;

-художественное и словесное вступление перед слушанием музыки;

-образное сравнение и объяснение с музыкальным персонажем поможет правильно и выразительно его выполнить;

-музыкально-ритмические упражнения учат детей ориентироваться в пространстве, закрепляет основные виды движений, способствует освоению основных элементов танцев.

 

       Из этого следует, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности возможно развить и  воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

  Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

 

Таким образом, с первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо начинать с развития эмоциональной выразительности, а также музыкальности, что в свою очередь способствует успешной работе, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

 

   ЛИТЕРАТУРА

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.

Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с.

Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики

«Ритмика». Пермь, 1997

Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. –

М.: Музыка, 1961.

Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».

     М.: Музыка, 1961. – 10 с.

Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.

 

 

 

Если вы обнаружили неработающую ссылку, оставьте комментарий.




От yaranova.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





Другие новости по теме:
№1 (10 октября 2011 17:54)
Благодарю! 
№2 (16 июня 2017 07:13)
Mejor Ora Para Tomar Propecia viagra online prescription Images Of Amoxil Pills Where To Buy Amoxicillin 500mg 213 Buy Cheap Kamagra Site Baby Medicine Amoxicillin Keflex Hcpcs Code Prilligy Levitra Schaden 20mg Cialis Vs 100mg Viagra Accutane Canada Buy Viagra Discount Web Sites Levaquin 500mg Cephalexin 500mg Purchase Viagra Propecia Teva Celebrex Online Pharmacy Buy Levitra Best Price Cialis Bei Frau Tell Me About Generic Ciao Is Order Cialis Online buy roche accutane online uk
№3 (20 февраля 2018 01:43)
Kamagra En Farmacias buy cialis Dutasteride Vs Finasteride 2014 Il Viagra Alza La Pressione
№4 (2 марта 2018 19:32)
cialis achat cialis prix cialis pas nher prix cialis venta cialis cialis generico cialis generico acquistare cialis
№5 (6 марта 2018 14:46)
cialis sans ordonnance prix cialis cialis generique cialis prix comprar cialis cialis generico acquistare cialis generico cialis
№6 (7 марта 2018 23:30)
prix cialis cialis bayer en ligne cialis achat cialis comprare cialis cialis venta cialis cialis

Добавление комментария




Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код