DataLife Engine > Во что поиграть?, Дети от 1 до 3 лет, Дети от 3 до 7 лет > Игры на открытом воздухе

Игры на открытом воздухе


22-10-2010, 21:21. Разместил: yaranova

О красотах природы и пользе прогулок на свежем воздухе не раз рассуждали и поэты, и философы, и ученые. Казалось, и родители при­держиваются того же мнения. Но почему-то в глазах детей в послед­нее время игры на улице все больше теряют привлекательность. Как показывают исследования, за последние пятнадцать лет в шко­лах возрос объем учебной нагрузки. Оставшееся свободное время заня­ли компьютеры.

 

Вследствие этого дети гораздо реже стали бывать на свежем возду­хе, меньше двигаться и больше бо­леть. Сегодня до шестидесяти про­центов детей имеют хронические заболевания, а среди выпускников школ практически нет абсолютно здоровых людей.

 

В то же время исключительную важность игр на открытом воздухе и общения с природой подтверждают все но­вые исследования.  Прогулки на природе не просто полезны для раз­вития детского организма, они иг­рают огромную роль в формирова­нии личности ребенка.

Вот наиболее интересные откры­тия, которые непременно вдохновят вашу семью на прогулки не толь­ко этой весной, но и в любое другое время года.

 

Вы замечали, как много в рисунках детей голубого неба и яркого солн­ца? И это отнюдь не случайность, ведь дети видят мир иначе, не так, как видим его мы, взрослые. При­близительно до восемнадцати лет, то есть возраста, когда окончатель­но формируется глаз ребенка, хрус­талик устроен таким образом, что до сетчатки доходит больше голубо­го цвета. Неудивительно, что дети более вос­приимчивы к оттенкам синего спектра, от голубого до фиолето­вого.

Интересно, что именно небесно-голубой цвет может влиять на наш суточный ритм, а значит, и наше са­мочувствие, ведь задача внутренних биологических часов — не только отличать день от ночи, но и управ­лять нервной и эндокринной систе­мами и каждым органом в отдель­ности. Исследования также показа­ли, что пребывание на улице во время светового дня улучшает на­строение.

 

Игры на открытом воздухе повы­шают и остроту зрительного вос­приятия, так как в движении зрение лучше тренируется. Рассматривая дерево вдали или бабочку, порхаю­щую рядом, дети оценивают трех­мерную картинку. При этом задей­ствовано не только центральное зре­ние, как в процессе чтения, просмотра телевизора или видео­игр, но и периферическое. На ули­це дети видят больше и луч­ше, а цвета, контраст и детали изображе­ний гораздо реалис­тичнее. И это лишь один из аргументов в пользу прогулок.

 

С самого рождения дети спосо­бны воспринимать воздействие окружающей среды и реагировать на него. По­стоянное развитие органов чувств у детей создает основу для познава­тельных процессов, мышления и творчества в будущем.

Не случайно дети, находящиеся в атмосфере «сенсорного голода», то есть испытывающие недостаток впечатлений, отстают в интеллек­туальном развитии от сверстников. На улице дети получают гораздо больше впечатлений, чем дома. Кроме того, наблюдение за природой, ко­торая все время меняется, не толь­ко   обогащает   ребенка знаниями, но и делает добрее».

Детские психологи и невропатологи утвержда­ют, что окружающий мир в первую очередь стимулиру­ет чувства, требуя от ре­бенка их использования в полной мере. Когда у ребенка задействова­ны и осязание, и слух, и зрение, и обоняние, и даже вкус, богатство ощущений  фор­мирует в мозге некую комплекс­ную картинку,  В течение жизни эта картинка будет постоянно до­полняться и видоизменяться.

 

Только на улице дети могут «развер­нуться вовсю»: бегать, прыгать, громко кричать, качаться на каче­лях, лазать по деревьям. Когда они носятся друг за другом как угорелые или замирают, чтобы рассмотреть божью коровку на листе, чередова­ние разнообразных движений сти­мулирует рост мышц и улучшает кислородный обмен в тканях. При этом тренируется и мелкая мускула­тура, а в сердце, легкие и мозг по­ступает больше крови и кислорода, укрепляется скелет. В солнечную погоду в организме вырабатывается витамин Д. Так что правы были на­ши родители, когда говорили, что «детям нужно расходовать энер­гию».

 

Занятия на свежем воздухе вы­полняют еще одну за­дачу. Те участки го­ловного мозга, кото­рые отвечают за процесс движения, сосредоточены в коре головного мозга,  в  которой происходят ней­рофизиологиче­ские процессы высшего уровня. Так что мышечные движения и высшая нервная деятельность взаи­мосвязаны. Как утверждают круп­нейшие педагоги современности, такие, как Мария Монтессори и Го­вард Гарднер, чем больше движе­ния в жизни ребенка, тем легче для него проходит процесс усвоения знаний. Однако усложнение учебных программ в школах нередко приво­дит к сокращению количества уроков физкультуры и продолжитель­ности переменок, которые так важ­ны для процесса обучения.

 

Чем меньше времени дети проводят на природе, тем больше вероят­ность, что они не смогут воспользо­ваться в полной мере тем, что им предлагает окружающий мир. Спе­циалисты считают, что родителям и педагогам вполне под силу ре­шить эту проблему.

•  Определите, сколько часов не­обходимо отводить на игры на ули­це, сочетая занятия спортом и сво­бодный досуг.

•  Не забывайте и сами почаще выбираться на природу. Ничто не сравнится с примером, который вы подаете ребенку.

•  Обратите вни­мание на то, что больше всего нра­вится вашим детям, и постарайтесь под­держивать их в лю­бимых увлечениях, не важно, относится ли это к возведению крепости в пе­сочнице, охоте за майскими жуками или лазанью по деревьям.

 

Даже самые маленькие дети получа­ют удовольствие, касаясь коры де­рева или ощущая дуновение ветер­ка. Гуляя по парку или просто растя­нувшись на пледе на траве, мы испытываем чувство расслаблен­ности и блаженства.

Малыши и дети дошкольного воз­раста любят возиться в песке и во­де, они могут часами наблюдать за животными и растениями. Соору­дите во дворе детскую площадку со спортивными снарядами, песочни­цей и какой-нибудь емкостью с во­дой. Пусть у ребенка для игр и экс­периментов будут ведерки, лопатки и даже что-нибудь из кухонной утва­ри (дуршлаг, губка, мерные стакан­чики).

 

Когда ребенок погружен в наблю­дения, попробуйте поддержать «ученый разговор»: «Как ты думаешь, какая из этих вещиц не утонет, а останется на плаву? Чем еще мож­но наполнить ведро? Чем отлича­ются эти листья (или камни, или цветы)?»

Пытаясь проанализировать уви­денное и делая выводы из своих на­блюдений, дети развивают умение мыслить. Быть может, они захотят использовать тетради, чтобы де­лать записи, а с помощью фотоап­парата или видеокамеры можно за­фиксировать детские наблюдения и открытия, такие важные на этом этапе жизни.


Вернуться назад