DataLife Engine > Планирование > наблюдения в детском саду

наблюдения в детском саду


13-10-2011, 11:28. Разместил: Efrem-liudmiLa
Экологические наблюдения
в детском саду
подготовительная группа

МДОУ «Детский сад №32» комбинированного вида




Разработала:
воспитатель:
Ефремова Людмила Александровна








КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Неживая природа Живая природа
Растительный мир Животный мир
ОСЕННИЙ ПЕРИОД
СЕНТЯБРЬ
• «Коли ясно, то и осень прекрасна» (1)
• «Туман» (2)
• «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо» (3)
• «Что такое заморозок?» (4)
• «Ветер веет на просторе» (5)
• «Сентябрь – вечер года» (6)
• «Высота стояния солнца движение его по небосклону» (7)
• «Звездное вечернее небо» (8)
• «Вытканы из кружев
Птицы - облака» (10)
• «Что такое осадки?» (12)
• «Вольный ветер» (17)
• «Какая сегодня погода» (20)
• «Цветы на клумбе» (9)
• «Листья желтые летят» (11)
• «Труд взрослых на огороде» (16)
• «За грибами в лес пойдем» (18)
• «Насекомые» (13)
• «Почему птицы улетают на юг?» (14)
• «Домашние животные» (15)
• «Большой муравейник» (19)

ОКТЯБРЬ
• «Что ни день, то раньше вечер, а светает все поздней» (24)
• «Грустный дождик» (25)
• «Чудесная кладовая» (28)
• «Почему воздух стал холодным?» (34)
• «Снег в октябре» (36)
• «Камни в природе» (37)
• «Овраги» (38) • «Сундучок от белочки» (21)
• «Осмотр детского участка. Игра «Следопыт»» (22)
• «Аптекарьский огород» (23)
• «Листопад, листопад, лес осенний конопат» (26)
• «Ягода - черника» (27)
• «Деревья и кустарники» (32)
• «Раз – хвоинка,
Два - хвоинка» (33)
• «Как деревья готовятся к весне?» (35)
• «До чего красива осенью осина» (39) • «Улетают журавли» (29)
• «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали» (30)
• «Зимующие птицы: чечетки, свиристель» (31)
• «Воробьи осенью» (40)

НОЯБРЬ
• «Осенний репортаж: «Хозяйка Осень»» (41)
• «Что увижу я вокруг?» (42)
• «Стали дни короче, солнце светит мало» (43)
• «Ветер великий в природе работник» (44)
• «Почва – кормилица наша» (45)
• «Воздушный океан» (51)
• «Дождь и снег» (53)
• «Снежные тучи» (54)
• «Серебряная осень» (55)
• «Задумчивая осень» (56)
• «Тополь» (57)
• «Лопух, большой репей» (60)
• «Житель Севера - снегирь» (46)
• «Как птицы летают?» (47)
• «Как птицы маскируются?» (48)
• «Галка и ворона» (49)
• «Воробей и голубь» (50)
• «Желтогрудая синичка» (52)
• «Зачем кошка точит коготки?» (58)
• «Почему кошка чистит коготки» (59)

ЗИМНИЙ ПЕРИОД
ДЕКАБРЬ
• «В декабре, в декабре» (61)
• «Что такое Солнце?» (62)
• «На что похожа Луна?» (63)
• «Сколько звезд на небе?» (64)
• «Декабрь – хмурень»» (65)
• «Снег ложится белый, белый» (66)
• «Спасибо, Мороз, что снегу принес» (67)
• «Чьи следы?» (72)
• «Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега» (75)
• «Прогноз погоды» (76)
• «Как создаются приметы погоды?» (77)
• «Овраг зимой» (80) • «Узнаем дерево по коре» (68)
• «Зимнее чудо – деревья в снегу» (79)
• «Плачутся воробушки, что весна не скоро» (69)
• «Птичья столовая» (70)
• «Прилетайте к нам друзья» (71)
• «Вышит снег красивой строчкой» (73)
• «Следы зверей» (74)
• «Озябли пташки малые» (78)

ЯНВАРЬ
• «Мороз Воевода дозором обходит владенья свои» (81)
• «Зимнее небо» (82)
• «Ясный январский денек» (83)
• «Луна – спутник Земли» (84)
• «Звезды мерцают» (85)
• «Январь лютый» (86)
• «Куда дует ветер?» (87)
• «Проказы матушки -зимы» (88)
• «Очарование снега» (89)
• «Светло-пушистые снежинки белые» (90)
• «Откуда узоры на окнах?» (91)
• «Блестя на солнце снег лежит» (92)
• «Иней - целый мир из серебра» (97)
• «Лед, снег и вода» (98)
• «Метель танцует, кружит» (99)
• «Как зимуют деревья?» (93)
• «В шубах елочки девчонки» (94)
• «Кто прошелся по дорожке и оставил здесь свой след?» (95)
• «Снегирь и синица – зимующие птицы» (96)
• «Ворона серая – не «серость»» (100)

ФЕВРАЛЬ
• «Февраль - бокогрей» (101)
• «Солнце яркое, солнце теплое» (102)
• «Луна и звезды» (103)
• «Дуют ветры, дуют буйные» (104)
• «Вьюга поднялась» (105)
• «А во дворе метелица» (106)
• «Почему середину февраля называют «сретенье»»» (107)
• «Тайна снега - наст» (108)
• «Снего-снего-снегопад» (111)
• «По дороге с облаками» (113)
• «Голубой шатер» (114)
• «Откуда берутся сосульки?» (115)
• «Почему происходит смена дня и ночи?» (119)
• «Деревья зимой» (110)
• «Отчего у березы ствол белый» (116)
• «В лесу стоят осины» (117)
• «Ели и сосны» (118) • «Снежные следы» (109)
• «Прилетели свиристели» (112)
• «Собаки – домашние животные» (120)

ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД
МАРТ
• «Весна шагает» (121)
• «В весеннем небе облака» (122)
• «Звездочки ясные, звезды высокие» (123)
• «Солнце дарит всем весну» (124)
• «Еще неделя пролетит, и март капелью зазвенит» (125)
• «Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла весна» (126)
• «Весеннее тепло» (127)
• «Первые проталинки» (128)
• «Влажный, серый снег» (129)
• «Уж тает снег» (130)
• «Какая сегодня погода?» (131)
• «Текут ручьи» (133) • «Первый зеленый листок на проталинке» (135)
• «Кто разбудит тополь?» (136)
• «Шиповник и верба» (137)
• «Верба цветет» (138) • «Весну открывают грачи» (132)
• «Дом под колпаком» (134)
• «Гнездование грачей» (139)
• «Дятел – санитар леса» (140)

АПРЕЛЬ
• «К нам пожаловал апрель» (141)
• «Ослепительное солнышко» (142)
• «А куда же ветер делся?» (144)
• «Дождик, дождик, что ты льешь?» (145)
• «Полезные ископаемые» (148)
• «Земля – матушка, а Солнце - батюшка» (149)
• «Весенние воды» (153)
• «Зима спряталась в овраге» (154)
• «Ледоход» (155) • «Весенние узелочки» (143)
• «Зачем деревьям и кустам стрижка?» (147)
• «Солнышки на траве» (150)
• «Где найти мать-и-мачеху?» (151)
• «Что такое гусиный лук?» (152)
• «Ива, верба и ольха» (156)
• «Почему у лиственных деревьев только весной набухают почки» (157)
• «Травушка - муравушка» (159)
• «Скворцы прилетели» (146)
• «Кто проснулся первым из насекомых?» (158)
• «Трясогузка» (160)
МАЙ
• «Как пригож в стране воздушной облаков летучий мир!» (164)
• «Гроза в мае» (165)
• «Хлещет ливень» (166)
• «Ярко светит солнце» (167)
• «Солнечные или теневые часы» (168)
• «Почему радуга цветная» (178)
• «Май - цветень» (179)
• «Торф – полезное ископаемое» (180)
• «Растения – Земли украшения» (161)
• «Береза – символ России» (162)
• «Лиственница оделась» (163)
• «Выбрались из почек первые листочки» (169)
• «Опять черемуха в цвету» (170)
• «Одуванчик, цветок пушистый?» (171)
• «Дикорастущие травы» (172)
• «Сколько же цветов. Прекрасных, ярких!
Сколько тайн они в себе хранят?» (173)
• «Рябинка – примета родного дома, родного края» (177)
• «Птичьи гнезда» (174)
• «Болотные певцы» (175)
• «Насекомые» (176)


ОСЕНЬ

1. «Коли ясно, то и осень прекрасна»
Цель:
• Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего сезона.
• Активизация словаря детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Оборудование: лист клена из желтого картона с цифрой 1.

Ход наблюдения.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков

- Ребята, осень нам прислала приглашение в гости – сегодня первый день осени.
- Назовите осенние месяцы?
Бывают и в сентябре теплые солнечные денечки. Небо сверкает синевой, на его фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают прозрачные серебряные нити паутинок. Такие дни называются «бабьим летом.»
«Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит пословица.
- Какие вы знаете признаки осени?
- Что делает человек осенью?
- Как приспосабливаются к осени птицы? Насекомые? Звери?
- Найдите дерево, которое раньше всех готовится к осени?
- Найдите самый красивый лист клена, березы, осины?
Игра «Узнай осенний признак» (если дети согласны, то хлопают в ладоши):
- Заморозок, таянье снега, холодные дожди, первый снег, мороз, радуга, гроза; день короче, а ночь длиннее.
Подарки осени: всем детям по кленовому листочку из желтой бумаги.
«Осенний хоровод».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ф. Тютчев
Дети ежедневно отмечают в календаре погоды ясные и пасмурные дни. Считают, сколько в месяце было пасмурных и солнечных дней.

Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.
Цель: создание радостного настроения от выполнения работы. Воспитание экологической культуры.
Оборудование: грабли, ведра, носилки.
2. «Туман»
Цель:
• Уточнение знаний детей о таком природном явлении, как туман.
• Активизация словаря детей: туман.

Ход наблюдения.
Воспитатель обращает внимание детей на погоду утром.
- Что вы заметили, когда шли в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?
- Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман! Такие туманы чаще бывают осенью.
Туман
Лес – в карман
Поля – в карман
Спрятал
Дедушка туман.
Спрятал копны и стога.
И лужайки, и луга.
Даже солнышко
В карман
Спрятал дедушка Туман.
А.Акимцев

Днём на прогулке понаблюдать, как после тумана, когда он исчезает, на траве появляются капельки росы.
- Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года – летом, осенью, зимой, весной. Туман – обычное явление природы.
Приметы:
Утренний, сентябрьский туман – к ветру.
Туман зимой – к оттепели.
Туман летом – к ясной погоде.
- На что похож туман?

Основы трудовой деятельности: Сбор семян цветов.
Цель: формирование умения и желания трудится сообща.
Оборудование: бумажные пакеты.

3. «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»
Цель:
• Развитие у детей способности объяснять сезонные явления: выделять характерные признаки дождя осенью.
• Активизация словаря детей: дожди, туман, гроза, град.

Ход наблюдения.
Модница – тучка
В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек «молний»,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,
Ходит модница в пальто.
По бокам карманы, в них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!
О. Ващенкова

- Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
- Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?
- Назовите оттенки осеннего неба? Какие осенью тучи?

В сентябре ещё бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние осенние грозы. Есть народная примета
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую погоду. Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы, особенно после дождя.
Исследовательская деятельность:
- Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.
Цель: воспитание интереса помогать взрослым.
Оборудование: грабли, носилки.

4. «Что такое заморозок»
Цель:
• Формирование умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
• Активизация словаря детей: заморозок, термометр.
Оборудование: термометр, заморозок, утренник.

Ход наблюдения.
Воспитатель показывает детям термометр – вместе измеряют температуру воздуха. Отмечают, что на земле температура воздуха ниже. Такое состояние погоды называют заморозок, а в народе – утренник.
Заморозок – это понижение температуры в воздухе и на почве вечером или ночью. Заморозок бывает из-за охлаждения ночью почвы.
Дети анализируют состояние погоды.
- А что такое заморозок? (дети объясняют, что утром было холодно, на траве был иней)
- Правильно, утром был сильный заморозок и, посмотрите, как замёрзла земля. (дети трогают её: холодная, твёрдая, комочки земли трудно разбиваются)
В полдень
- Дети, посмотрите солнце на небе высоко, немного потеплело. Давайте, посмотрим, какая сейчас стала земля. (дети отмечают, что земля отошла, стала мягче)
Вывод: Осенью дни короче, а ночи длиннее. Ночью бывают сильные заморозки, отчего земля замерзает. От этого трава желтеет, вянет, гибнет. Становится меньше корма для птиц и животных.
В сентябре лето кончается – осень начинается.
В сентябре держись крепче за кафтан.
Считай осень с сентября по шапкам да по лаптям. (Обратить внимание детей на одежду).

Основы трудовой деятельности: Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы, астры).
Цель: формирование умения осторожно окапывать вокруг цветка, вместе с землей пересаживать цветы в горшки. Воспитание любви к растениям.
Оборудование: лопаты, совки, цветочные горшки.

5. «Ветер воет на просторе»
Цель:
• Формирование интереса у детей наблюдать за изменениями силы ветра.
• Активизация словаря детей: ветер, ветерок, ветрище.

Ход наблюдения.
Воспитатель вначале предлагает вопросы:
- Есть ли сегодня ветер?
- Посмотрите и послушайте (использование флюгера)
- Как вы узнали, что сегодня ветер?

Не увидишь меня глазом,
Я способен на проказы,
На бегу, срываю шляпы,
Елок раскачаю лапы.
Унести белье с веревки
Хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету,
Громко шелестеть при этом…
Вот в лесу любой заметит,
Лес шумит, гуляет … (ветер)

- Что делает ветер?
- Слабый или сильный?
- Почему вы так решили?

Затем читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч…»
После этого беседа по содержанию стихотворения И.Токмаковой «Ветрено»
Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, берёзовый
Жёлтый лист и розовый
Красный, разноцветный
Старый лист, газетный.
Солнечно, ветрено
Ветрено, ветрено!

-Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Как говорится об этом в стихотворении?
В заключение беседы можно загадать загадку:
«Без рук, без ног, а ворота отворяет»

- Что это?
- Что ещё делает ветер?
- Кто придумает свою загадку про ветер?
- Для кого ветряная погода – хорошо? А кому ветер – плохо?

Основы трудовой деятельности: Помощь детям младшей группы в уборке территории.
Цель: развитие трудолюбия, желания помогать малышам.
Оборудование: грабли, ведра, венички.

6. «Сентябрь – вечер года»
Цель:
• Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня).
• Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.
• Активизация словаря детей: короче, длиннее.
Оборудование: модель светового дня (24 деления), игрушка – Петрушка.

Ход наблюдения.
К детям приходит Петрушка рассказывает о поговорках и пословицах:
- В народе говорят:
«Сентябрь – вечер года».
-Почему так говорят?
Воспитатель предлагает проверить ответ, понаблюдать и сравнить продолжительность светового дня. Использование модели: день становится короче, ночь длиннее.
Сравнить с моделью светового дня летом. Дети отмечают, что продолжительность светового дня уменьшается. Солнце светит меньше, не греет; становится холодней. Происходят изменения и в живом мире. Облетели листья, пожелтела трава, исчезли насекомые, готовятся к зиме птицы и звери.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
А. Пушкин

- Это стихотворение веселое или грустное? Почему вы так считаете?

Основы трудовой деятельности: Сбор урожая на огороде.
Цель: формирование умения аккуратно выкапывать овощи. Воспитание интереса трудится сообща.
Оборудование: ведра, совочки.

7. «Высота стояния солнца, движение его по небосклону»
Цель:
• Уточнение знаний детей о явлениях неживой природы через наблюдения: изменения высоты стояния солнца. Закрепление умения делать выводы.
• Активация словаря детей: долгота дня, полдень.
Оборудование: карта-схема детского участка для отметки стояния солнца в полдень.

Ход наблюдения.
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер.
В. Шварц
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
А. Пушкин
- Почему осенью день становится короче?
Долгота дня связана с высотой стояния солнца.
Каждую неделю воспитатель обращает внимание, где находится солнце относительно высоко стоящих объектов в полдень:
-Оно движется по небосклону всё ниже и ниже, день становится короче, ночь длиннее. На улице становится холоднее.
Осень, осень…
Солнце в тучах отсырело –
Даже в полдень
Светит тускло и несмело…
Т. Белозеров

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.
Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.

8. «Звездное вечернее небо»
Цель:
• Уточнение знаний детей о том, что такое «космос».
• Развитие речи, мышления, интереса к наблюдениям.
• Активизация словаря детей: космос, звезда, орбита, названия планет.
Оборудование: игрушка – астроном (наряженный Незнайка).

Ход наблюдения.
К детям приходит Незнайка, наряженный астрономом.
- Угадайте, кто я?
- Всё, - сказал я твердо дома, -
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная.
Ф. Алданина

- Ребята, вы любите смотреть на небо ночью, вечером?
- А что можно увидеть на небе? (звёзды, Луну)
Звёзды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы.
- А какие ещё вы знаете созвездия? (ответы детей)
- Космос всегда интересовал человека. Что такое космос?
Космос – это необъятный мир, который находится за пределами Земли, другим словом, Вселенная. Космосу нет конца. Он наполнен бесчисленным множеством звёзд, комет, планет и других небесных тел. Там всегда царит космический холод и мрак, нет воздуха. Все небесные тела движутся во Вселенной, наша планета Земля – тоже.
- Какие планеты вы ещё знаете?
- Сколько их всего? (9)
Во Вселенной существует строгий порядок, все планеты , звёзды движутся по своей орбите, не столкнутся одна с другой. Слово «космос» обозначает «порядок, строй»
Планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
- Почему осенью небо темное, звезды яркие? Какое ночное небо летом?
В космосе так здорово!
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут!
О. Ахметова

- Чего нет в космосе, а на Земле есть? (воздух)

Основы трудовой деятельности: Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев их уборка.
Цель: формирование умения правильно пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.
Оборудование: носилки, секатор.

9. «Цветы на клумбе»
Цель:
• Закрепление знаний детей о цветах.
• Формирование умения детей различать многолетние и однолетние цветы.
• Уточнение условий, необходимых для жизни растений.
• Воспитание бережного отношения к ним.
• Активизация словаря детей по теме «Садовые цветы».
Оборудование: фотографии из серии: весенние цветы, летние цветы.

Ход наблюдения.
- Дети, посмотрите на клумбу, на ней много цветов?
- Летом цветов было больше или меньше?
- А какие цветы вы видите сейчас?
- Ноготки, коснея, бархатцы, астры, петунья. Какие это цветы: однолетние или многолетние?
Дети рассматривают цветы, сравнивают их: высокие, низкие.
-Что есть у растений?
Цветы, радуя нас своей красотой, погибают, но оставляют после цветения семена. Их нужно собрать, а весной вновь посадить в землю.
- Вспомните, какие цветы цвели летом?
- Лилии, ирисы, гвоздики, маргаритки.
- А какие это цветы?
- Многолетние.
- Их корни, луковицы зимуют в земле. А такие, как георгины, гладиолусы боятся холодных зим и их лучше выкопать и хранить в подвале.
Вспомнить с детьми условия, необходимые для роста растений (солнце, тепло, свет, вода, почва).
Предложить детям собрать семена однолетних растений.
- Почему астру называют звездой?

Астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли «звездой».
Так бы ее вы назвали и сами,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины совсем золотой.
Вс. Рождественский

Основы трудовой деятельности: Прополка сорняков в аптекарском огороде.
Цель: формирование умения и интереса трудиться сообща.
Оборудование: ведерки.

10. «Вытканы из кружев птицы – облака»
Цель:
• Уточнение представлений детей о том, как появляются облака, какие бывают.
• Знакомство детей с народными приметами.
• Активизация словаря детей: кружево, дней былых.

Ход наблюдения.
Вытканы из кружев птицы – облака,
Может это сказка мчится сквозь века?
Видят они солнце, видят ночи мглу.
И, конечно, знают про мою судьбу.
Там порхают сказки, там летят века,
Там петляет где-то дней былых река.
И. Мордовина

- На что облака похожи?
- Какие бывают облака? (перистые, слоистые, кучевые)
- Какие они сегодня?
- Как появляются облака?
- Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с поверхности земли. Лёгкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось.
Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду. Послушайте приметы:
­ Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
­ Синие вечерние облака – к перемене погоды.
­ Разорванные в лохмотья кучевые облака – к ненастью и ветру.
- Посмотрим на облака внимательно и определим, какая будет погода?
Сказка «Спор облаков»:
«Давным-давно, много лет тому назад было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые Облака. И вот однажды, никто не знает от чего, затеяли они спор. «Мы красивее всех, мы выше всех! - закричали Кучевые облака. – Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы». «Нет, - закричали Перистые облака, - Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево». «Зато мы можем затянуть все небо, - возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!» Услышала этот спор царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны.
С тех пор никогда не появляются Облака все вместе!»
- Что вы узнали из сказки?

Основы трудовой деятельности: Сбор природного материала для гербария.
Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев, кустарников.

11. «Листья желтые летят»
Цель:
• Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
• Активизация словаря детей: клен, рябина, береза, дуб, тополь и т.д.

Ход наблюдения.
- Дети, посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе:

Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый –
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В. Берестов

- Это новый кленовый лист?
- Что изменилось в жизни растений?
- Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают разноцветные листья.
- Дети, а листья каких деревьев вы видите?
- Какие они по цвету?
- Листья разные: жёлтые, красные, зелёные. У берёзы листики жёлтые, как солнышко, у рябины много красных листочков. А у тополя листочки ещё зелёные – зелёные
- Дети, на что похожи листья берёзы, тополя, рябины?
- А какие листочки вам понравились больше всего? Почему?
Вывод: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, и листочки опадают на землю.
Игра «Листочки»

Мы – листочки (2 р) Стоят, держа в руках листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели
Дунул ветер – полетели. Разбегаются

Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись в кружок. Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели Помахивают листочками
И на землю тихо сели.

В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.

Логическая речевая задача «Осенние листья»
«Осенние листья лежат на земле пышным ковром.
- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.
- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша.
- Нет, нельзя, - ответила мама».
Почему мама не разрешила Саше жечь листья?
Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, а мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.
Цель: создание радостного настроения от выполнения работы. Воспитание экологической культуры.
Оборудование: грабли, ведра, носилки.

12. «Что такое осадки?»
Цель:
• Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе.
• Активизация словаря детей: град, снег, дождь – осадки.
Оборудование: зонтик с загадками.

Ход наблюдения.
Загадки
Его просят, его ждут
А как придёт – прятаться начнут.
(дождь)
На дворе переполох
С неба сыплется горох
(град)
На всех садится
Никого не боится.
(снег)
С неба звездочкой,
А в ладошку водой.
(снег)
Вечером – водой,
Ночью – водой,
А утром в небеса.
(дождь)
Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.
(роса)

- Дети, а что такое дождь, снег, град?
- Осадки – это вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающая из облаков.
- Какие осадки чаще бывают осенью?
- В октябре уже будет выпадать первый снег. Почему?
На улице станет холоднее. В сентябре ещё бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние, осенние грозы.
Примета:
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
- Где больше выпадает осадков: в пустыне или в нашем крае?
- Когда больше выпадает осадков: осенью или весной?
- Почему про осенний месяц говорят «грязник»?

Основы трудовой деятельности: Сбор семян цветов.
Цель: формирование умения и желания трудится сообща.
Оборудование: бумажные пакеты.

13. «Насекомые»
Цель:
• Формирование умения детей устанавливать связи между погодными условиями и жизнью насекомых.
• Развитие интереса к наблюдениям за насекомыми.
• Активизация словаря детей: зимняя спячка.

Ход наблюдения.
- Дети, каких насекомых вы знаете?
- Чем покрыто тело зверей? А у насекомых?
- Каких насекомых вы видели летом? А осенью?
- Почему насекомых осенью стало меньше?
- Как вы думаете, почему исчезли насекомые?
- Где они могли бы спрятаться на зиму?

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и подумать, где бы могли прятаться насекомые. Объяснить детям, что насекомые впадают в зимнюю спячку. Но весной только потеплеет, припечёт солнце и они проснутся.
- Какие же из насекомых «засыпают первыми»? (те, которые питаются цветочной пыльцой) А комары, мухи и муравьи впадают в состояние покоя позже – с наступлением сильных заморозков.
- Но с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. (Чем питаются гуси, ласточки, грачи?) Птицы осенью совершают перелеты. Вместе с птицами в теплые края улетают и многие насекомые: стрекозы, некоторые виды бабочек, божьи коровки.

Логическая задача «Осень»
«Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами.
- Это стрекоза, - узнали дети, - она – полезное насекомое.
- А вот почему она залетела в комнату? И что нажну сделать? – спросила воспитательница».

Вывод: Осенью насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в комнату случайно стрекозы. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее, - пусть сама найдет укрытие.

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.
Цель: воспитание интереса помогать взрослым.
Оборудование: грабли, носилки.

14. «Почему птицы улетают на юг?»
Цель:
• Знакомство детей с периодом подготовки птиц к отлёту: обратить внимание на их беспокойное поведение.
• Воспитание бережного отношения к птицам.
• Активизация словаря детей словами по теме «перелетные птицы».

Ход наблюдения.
- Чем были заняты птицы весной? Летом? Осенью?
Обратите внимание - птицы ведут себя беспокойно, они собираются в стаи, кричат. Птицы уже подросли и окрепли, они готовы к перелёту, но всё ещё держатся ближе к своим родителям. Птицам предстоит трудный и опасный путь. Птицы выбирают перед полётом вожака стаи. Обычно это бывает крепкая опытная птица.
Чтение стихотворения «Журавли» Познанской: «Журавли летят, курлычут, шлют последнее «Прощай…»
- Если бы вам задал вопрос ваш младший брат или сестра: Почему птицы улетают на юг?» то, как бы вы ответили?

Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой.
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
М. Исаковский

Основы трудовой деятельности: Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы, астры).
Цель: формирование умения осторожно окапывать вокруг цветка, вместе с землей пересаживать цветы в горшки. Воспитание любви к растениям.
Оборудование: лопаты, совки, цветочные горшки.

15. «Домашние животные»
Цель:
• Закрепление знаний детей о таких домашних животных, как кошка, собака, лошадь.
• Воспитание заботливого к ним отношения.
• Активизация словаря детей: кот, кошка, котенок; пес, собака, щенок; конь, лошадь, жеребенок.

Ход наблюдения.
Почти на каждой прогулке детям встречаются домашние животные. Рассказать о повадках этих животных, о пользе.
Кошка
У неё красивая мягкая шёрстка и пушистый хвост. На голове 2 постоянно настороженных уха: ведь кошка слышит малейший шорох. Большие глаза прекрасно видят в темноте. На пальцах коротких лап мягкие подушечки, в которых спрятаны острые коготки. Кошка ходит неслышно, осторожно подкрадывается. Обратить внимание детей, как быстро и красиво бежит кошка, как ловко взбирается на дерево или крышу, выпуская когти. Спросите, у кого дома есть кошка, как её зовут, какого цвета шёрстка, чем её кормят. Кошка, как и каждое животное, любит ласку. Если к ней хорошо относиться, она привязывается к дому и людям. Кошка полезна: она ловит мышей.
Приметы:
Если кошка моется, лижет лапу – к ясной, жаркой погоде, мордой трясёт – к ненастью, прячет морду – к холоду, лежит брюхом вверх откинув хвост – к теплу, скребёт пол и ножку стола – к ветру и метели, пьёт много воды – к непогоде, крепко спит – к теплу.
Собака
Она очень привязана к своему хозяину, повинуется его приказам, понимает, когда её зовут. Собаки сторожат дом, на севере запрягают их в сани и ездят на далёкие расстояния, они помогают пограничникам охранять границы нашей Родины. Во время войны собаки помогали санитарам. Есть собаки – ищейки.
У собак хорошо развиты обоняние и слух. Если хозяин собаки в опасности, она спасёт его. Недаром говорят, что собака – друг человека.
Во время бесед предложить детям вспомнить, что они слышали о животных из книг и рассказов взрослых, видели в кино или по телевизору.
Приметы:
Если собака усиленно роет землю или залезла в воду или ест траву – к дождю; катается по земле летом, мало ест и много спит – к ненастью, зимой – к вьюге; растягивается на земле, раскинув ноги, брюхом кверху – к теплу; лежит, свернувшись – к холоду; глухой лай собак зимой – к снегу.
Лошадь
Рассмотреть внешний вид, обратить внимание, какая она сильная: возит тяжёлые грузы. Лошади очень ловкие: они могут спускаться с крутых гор, проходить по узким опасным тропинкам. Лошадь привязывается к человеку. Она никогда не оставит своего хозяина в беде. Осенью домашних животных переводят в тёплые помещения.
Приметы:
Лошадь храпит – к ненастью; ложится на землю летом – к сырой погоде; фыркает – к теплу, трясёт головой и закидывает её кверху – к дождю; летом бьёт задней ногой – к потеплению или ненастью, зимой – к снегу.

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.
Цель: развитие трудолюбия, желания помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные коробочки и пакеты, садовые грабли.

16. «Труд взрослых на огороде»
Цель:
• Закрепление знаний детей об овощах, растущих на огороде, вспомнить, какие работы проводили.
• Воспитание у детей трудолюбия, знание пользы овощей для организма человека и животных.
• Активизация словаря детей существительными по теме «Овощи».

Ход наблюдения.
Рассмотреть общий вид огорода, вспомнить, какие овощи уже убрали и что ещё нужно убрать.
Предложить детям самим определить, какой инвентарь нужен для работы. Овощи, которые не боятся холодов, убирают позже: морковь, свёкла, капуста. Раньше всех убирают огурцы, помидоры, лук, затем чеснок, кабачки и др.
Предложить детям помочь в уборке овощей, очистке их от земли и рассортировке.
-Как лучше хранить овощи после уборки?
Во время уборки урожая использовать загадки об овощах.
Предложить детям игру «Вершки и корешки»

Основы трудовой деятельности: Сбор урожая на огороде.
Цель: формирование умения аккуратно выкапывать овощи. Воспитание интереса трудится сообща.
Оборудование: ведра, совочки.

17. «Вольный ветер»
Цель:
• Формирование представлений детей об изменениях в неживой природе осенью: обратить внимание, что в ветреную погоду деревья качаются, облака бегут быстро; сравнить, каким ветер был летом – совсем слабым, верхушки деревьев чуть качались.
• Развитие наблюдательности.
• Активизация словаря детей: лелеет.
Оборудование: ленточки.

Ход наблюдения.
Я – волшебный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы.
К. Бальмонт

- Дети, посмотрите внимательно вокруг и скажите, ветер сегодня дует?
- Сильно дует?
Воспитатель достаёт ленточку и предлагает на неё посмотреть.
- Ветер дует сильно, т.к. ленточка колышется.
- А вспомните, каким ветер был летом, сильным или слабым?
- Слабым.
- А почему?
- Потому что верхушки деревьев чуть-чуть качались.
- Правильно. А сегодня верхушки деревьев качаются сильно.
- Посмотрите на ленточку и скажите, в какую сторону дует ветер? (дети определяют)
В другой день воспитатель предлагает детям побегать в сторону ветра и против него. Спрашивает, когда было труднее бежать?
Вывод: Осенью ветер дует сильнее, чем летом.

Сказка «Ветерок»
«Жил на свете маленький ветерок, который очень любил везде летать. Однажды Ветерок пролетал мимо нашего детского сада и увидел красивые деревья с жёлтыми и красными листьями. Очень они понравились Ветерку. Присел он на веточку и спрашивает: «Вы кто?» «Мы листья – листочки, мамы дерева сыночки» - услышал он в ответ. «А не хотите ли вы полетать со мной. Это так весело и интересно» - предложил Ветерок. А листочки отвечают: «Полететь хотим, да не умеем». «А я вам помогу!» - воскликнул Ветерок и как пробежал по веткам деревьев – ух! Листочки ухватились за Ветерок и закружились с ним в воздухе. Как им всем было весело».

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.
Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.

18. «За грибами в лес пойдем»
Цель:
• Формирование умения детей различать съедобные и несъедобные грибы.
• Уточнение: из чего состоит гриб, условие роста гриба.
• Активизация словаря детей словами по теме «Грибы».
Оборудование: письмо от Лесовичка.

Ход наблюдения.
Письмо от старичка – Лесовичка:
«Здравствуйте, дети. Отгадайте загадку:
Загадка
И на горке, и под горкой
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами в ряд
В шапках молодцы стоят
(грибы)

Дел у меня осенью в лесу немало. Звери делают запасы на зиму. Идет сбор осенних грибов, их в лесу видимо-невидимо! А вы догадаетесь, почему в лесу много грибов?
До встречи!»
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб – боровик.
Русская народная песенка

1. Рассмотрите грибы. Из каких частей состоит гриб? На нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из неё вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не дёргать, чтобы не повредить грибницу.

2. Где растут грибы? Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на полянках, опушках, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.

3. Почему гриб так назвали? (подосиновик, белый гриб, опята, маслята, рыжики, лисички, сыроежки, грузди – это всё съедобные грибы).

4. Самые ядовитые грибы – мухомор и белая поганка. Сбивать или топтать ядовитые грибы не следует. Они приносят пользу деревьям, а мухомором лечатся лоси.
Некоторые грибы накапливают яда намного больше остальных. В белых грибах, в подосиновиках и других съедобных грибах тоже есть это ядовитое вещество. Но его мало, и оно разрушается при варке. А мухомор и белая поганка содержат большое количество яда – так они защищаются. Красный цвет в природе отпугивает, предупреждает «Я – ядовитый, не съедобный! Меня не едят!»

Основы трудовой деятельности: Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев их уборка.
Цель: формирование умения правильно пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.
Оборудование: носилки, секатор.

19. «Большой муравейник»
Цель:
• Уточнение представлений детей о насекомых – муравьях: Рассказать о пользе муравья в лесу.
• Формирование экологической культуры.
• Активизация словаря: муравейник.

Ход наблюдения.
Дети наблюдают за муравейником.
Загадка
Под большой столетней ёлкой
Стройка весело идёт
Здесь работает артельно
Дружный, маленький народ.
(муравьи)
-Из чего сделан муравейник? Сколько у него входов?
Муравейник располагается ещё и под землёй и распространяется вокруг самого муравейника на несколько метров, состоит из большого количества камер, соединенных между собой.
Муравьи трудолюбивые. Понаблюдайте, что несут муравьи в свой муравейник? Это запасы на зиму. Скоро на улице будет холодно. На зиму муравьи закрывают все входы в муравейник. Питаются всю зиму запасами.
Муравьи приносят большую пользу лесу. Где много муравьёв, там не будут жить такие вредители леса, как пилильщик, совки, которые портят деревья, обгрызают листья и хвою. Лесничие огораживают муравейники, чтобы никто не причинил вреда маленькому народцу.
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Ребята наши – муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Л. Гулыга

- Кто сильнее: слон или муравей? А кто тяжелее поднимает груз относительно своего веса?

Основы трудовой деятельности: Прополка сорняков в аптекарском огороде.
Цель: формирование умения и интереса трудится сообща.
Оборудование: ведерки.

20. «Какая сегодня погода?»
Цель:
• Формирование умения детей определять состояние погоды, замечать изменения ежедневно.
• Воспитание интереса к наблюдениям в природе.
• Активизация словаря детей словами, обозначающими осеннюю погоду.
Оборудование: термометр, календарь погоды.

Ход наблюдения.
Игра «Назови осеннюю примету». (Дети стоят по кругу, ведущий в центре: «Ну-ка, стрелка, повернись, повернись и остановись»).
Воспитатель показывает осенний календарь природы, предлагает повернуть стрелки календаря, указывающие на состояние погоды.
Предложить детям ежедневно наблюдать изменения температуры воздуха утром, днём и вечером. Учить детей (с помощью взрослого) пользоваться уличным термометром.
-Ночи становятся холоднее, а днём погода ещё ясная, тёплая. Небо ещё голубое, яркое. Люди стали одеваться теплее, чем летом. Насекомые появляются только днём, когда ярко светит солнце.
Характеристика осенней погоды: пасмурная, ясная, солнечная, прохладная, ветреная, дождливая, холодная, теплая, мороз, иней.
Определить погоду по следующим приметам:
Если утреннее солнце красного цвета – погода изменится к худшему, возможны дождь и ветер.
Если на закате за солнцем идут облака – к сильному ветру, колечками – к дождю.
Облака с юга – к дождю, с северо-востока – к ясной погоде, в виде длинных параллельных полос – к ненастью.
- Почему осенние дни коротки?
- Что такое «бабье лето»?
- По какому признаку определяют, что осень началась?

Основы трудовой деятельности: Сбор природного материала для гербария.
Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев, кустарников.

21. «Сундучок от белочки»
Цель:
• Формирование умения детей различать семена деревьев, дикорастущих трав: дать знание о значении семян в жизнедеятельности растений, в жизни животных.
• Воспитание осознанного, бережного отношения к семенам растений.
• Активизация словаря детей: семена.
Оборудование: лупа, сундучок с семенами (ягоды рябины, семена репейника, желуди, крылатка и т.д.).

Ход наблюдения.
Проблемная ситуация:
- Летом я встретила пчелу, она просила нас не срывать цветы. Почему? что образуется после цветения?
- Молодцы, ребята, вы правильно ответили, за что пчела приготовила нам подарки (показ сундучка с семенами).
Рассмотреть с детьми семена деревьев и дикорастущих трав.
- С помощью чего семена разносятся по земле? (крылышки, пух, колючки, парашютики)
-Как семена разносятся по участку?
-Определите роль ветра в распространении семян. Найдите на участке растения, для которых ветер - желанный гость.
- Кто ещё разносит семена? (люди, птицы, звери)
- Какое значение имеют семена в жизнедеятельности растений? (семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения)
- В жизни животного мира? (птицы питаются ими, белочки едят семена шишек и др.)
Воспитатель предлагает собрать немного семян деревьев, дикорастущих трав для коллекции.

Основы трудовой деятельности: Обрезание поломанных веток кустов и деревьев секатором.
Цель: формирование интереса трудится в коллективе.
Оборудование: секатор, носилки.

22. «Следопыт»
Цель:
• Уточнение представлений детей об основных признаках осени: на деревьях листья пожелтели, трава тоже желтеет.
• Формирование умения находить и устанавливать причину, вызвавшую эти изменения.
• Активизация словаря детей: день убывает, мокнет земля.

Ход наблюдения.
Загадка
Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает?

- Почему осенью, может быть, зимой – тоже день убывает.
- Почему пусты поля?
- Только ли человек готовится к зиме?
Давайте посмотрим, как готовятся к зиме растения. Почему пожелтели листья? (из-за солнца стал короткий день)
- Почему стали падать листья с деревьев? (уже бывают заморозки, земля твёрдая)
Корни не могут взять из земли влагу. А вместе с влагой не могут добыть себе питание .
- Что же, все растения так и погибнут, если питания нет? Почему они не погибнут?
Деревья экономно расходуют питание: опали листья, прекратился рост растений.
- А где же они накопили это питание? У дерева под корой в стволе накоплены летом питательные вещества.
- А почему трава пожухла, жёлтая стала, вялая? У травянистых растений нет прочного ствола - им негде копить питание. Трава пожелтела: листья и стебель погибли. Но трава уже подготовилась к будущей весне: после цветения образовались семена. Сейчас смена осыпались на землю, зимой в холоде пролежат, а весной прорастут.

Дождик моросит осенний,
Сеет дождик через сито дым серый.
Дождь – художник: он рисует лужи,
И на трубах он играет не хуже.
Вот и серый снег пошел, лег густо.
До чего же хорошо и грустно.
Р. Сеф

Основы трудовой деятельности: Сбор камней на участке для уголка.
Цель: развитие творческого воображения. Воспитание интереса трудится сообща.
Оборудование: ведерки.


23. «Аптекарь – огород»
Цель:
• Закрепление у детей знаний о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада.
• Формирование умения и желания беречь и защищать природу.
• Активизация словаря детей: лекарственные травы.
Оборудование: кукла – Айболит.

Ход наблюдения.
Айболит приглашает детей на свой огород. Он не обычный, называется «Зеленая аптека»
- Ребята, как вы понимаете это выражение? Могут ли растения лечить?
- Отгадайте загадку:

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же …
(крапива)

- Почему крапива растет в аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы?
Они останавливают кровь, укрепляют корни волос, богаты витамином C, K. Листья крапивы заготовляют только во время цветения, с июня по август.
Дети рассматривают семена крапивы, собирают их в плотный мешочек.
Подорожник. Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный лист к потертости на ноге или к ране. Листья останавливают кровотечение, успокаивают боль от укуса насекомых. Листья собирают в период цветения растения.

Про подорожник
Что за листик подорожник?
Странная трава!
Что лечить ею можно,
Знает детвора!
Если вдруг неосторожно
Пальчик ты поранил,
Каждый знает – листик можно
Положить на рану,
Не успеешь даже охнуть,
Быстро пальчик заживет.
Ну, и, кстати, подорожник
Очень много где растет.
Ю. Воронова
Айболит:
- Лекарственных растений много. Но есть определенные правила, о которых я хочу вам рассказать.
Правила поведения в природе:
­ Из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную Книгу.
­ Нельзя вырывать растения с корнем.
­ Лекарственные растения следует собирать строго в указанные сроки.
­ Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Исследовательская деятельность:
Найти растения: кипрей, календула, шиповник, мята, ромашка.

Основы трудовой деятельности: Помощь взрослым в уборке листьев на детском участке.
Цель: закрепление умения работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Оборудование: грабли, носилки.

24. «Что ни день – то раньше вечер, а светает все поздней»
Цель:
• Формирование умения детей замечать, что день становится всё короче, а ночь длиннее.
• Активизация словаря детей.
Оборудование: модель световых суток.

Ход наблюдения.
Дети рассматривают модель, сравнивают с сентябрьской.
Сутки в октябре:
Ночь день


Отметить, что в связи с тем, что день становится короче, ночь длиннее, высота солнца ниже, на улице становится холоднее. (Наблюдения проходят каждую неделю).
Осень
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто,
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.
И. Мазнин

- Что изменилось в жизни растений и животных?

Основы трудовой деятельности: Помощь взрослым в уходе за кустарниками.
Цель: формирование умения и желания работать сообща.
Оборудование: секатор, грабли, носилки.

25. «Грустный дождик»
Цель:
• Закрепление представлений детей о сезонных изменениях в неживой природе: обратить внимание на то, что осенью часто идут дожди. Осенний дождь идёт медленно, моросит. Всё вокруг становится мокрым, а воздух – влажным. Сравнить осенний и летний дождь.
• Активизация словаря детей: долговяз, увяз, моросит.

Ход наблюдения.
Загадка:
Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

- Что это такое?
- Правильно, дождь. Давайте понаблюдаем за дождём. Дождь крупный или мелкий?
- Дождь мелкий. Он моросит.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
А. Плещеев

- Тёплый или холодный?
- Посмотрите вокруг, что вы видите?
- Всё вокруг становится мокрым.
- А вы чувствуете, какой воздух стал влажный?
- Да.
- Дети, вспомните, какой летом был дождь?
Дети вспоминают: тёплый, крупный, быстро кончался, после него росли цветы.
- Молодцы, правильно. А осенью дождь, как вы уже сказали, мелкий, затяжной, идёт из тяжёлых, тёмных туч. Цветы после дождя уже не растут.
Вывод: Осенью дожди бывают чаще, чем летом. Осенние дожди холодные, затяжные, моросящие.
Сказка «Грустный дождик»
Однажды маленькая тучка вышла гулять. Посмотрела она вниз и увидела, что деревья стоят голые, цветы завяли, а трава пожелтела. Ей стало так грустно, неуютно. Маленькая Тучка заплакала, и на землю закапали её слёзы, и пошёл грустный осенний дождик.

Основы трудовой деятельности: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитание сочувствия, сопереживания по отношению к птицам.
Оборудование: ведерки, полотняные мешочки.


26. «Листопад, листопад. Лес осенний конопат»
Цель:
• Закрепление представления детей о «золотом периоде» осени – листопаде.
• Формирование умения детей сравнивать листья разных деревьев.
• Активизация словаря детей словами по теме «Деревья».

Ход наблюдения.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И.Михайлова

- Все ли деревья изменили окраску листьев?
- Какими были деревья и кусты летом?
- Как они изменились с приходом осени?
- Какого цвета листья на березе?
- У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)
- Какое значение имеет листопад для деревьев?

Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.
- Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)
Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему?
-Когда начинается листопад?(после первых заморозков)
-Полюбуйтесь этим явлением, как плавно кружатся листья .
Исследовательская деятельность:
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась.
Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Основы трудовой деятельности: Уборка участка от веток и камней.
Цель: формирование умения трудиться сообща.
Оборудование: ведерки.

27. «Ягода - черника»
Цель:
• Знакомство детей с ягодным кустарником – черникой (внешний вид, цвет ягод, цвет сока черники).
• Активизация словаря детей: черника.
Оборудование: игрушка.

Ход наблюдения.
Под листом, на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет
Руки вымажет и рот.
(черника)
Черника – ягода чудодейственная. В плодах ее есть сахар и витамин C. Недаром говорят:
«Положи чернику в рот – избавишься от хвори на целый год».
Растет она в хвойных лесах. Любит сосновые и еловые боры. Их так и называют: сосняки – черничники, ельники – черничники. Растет черника и на торфяных болотах.
- Рассмотрите кустарник черники. Почему черника так называется?
Исследовательская деятельность:
Сравните лист черники и лист брусники. Чем они отличаются? Чем похожи?
«Ягодка черненькая, маленькая, сладкая, ребятишкам миленькая», - так говорили о черники.
Из черники варят кисели, варенья, джем, заваривают как чай.
- Когда собирают чернику: когда ягоды зеленые или черные?
- Назовите ягоды, которые созревают в лесу осенью?
- Кто питается в лесу ягодами?

Основы трудовой деятельности: Сбор листьев для изготовления поделок.
Цель: формирование трудовых умений и навыков.

28. «Чудесная кладовая»
Цель:
• Формирование представлений детей о понятии «почва», что в зависимости от погоды меняется и состояние окружающей среды.
• Активизация словаря детей: почва, глина.

Ход наблюдения.
Загадка
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидор, морковок. Сказка это или не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)

У слова «земля» есть несколько значений.
-Что такое почва? Это верхний слой земли, почва снабжает растения питанием и влагой. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты.
Предложить детям понаблюдать за почвой в сырую погоду – почва «напитана» водой, при сжатии она собирается в плотный комок, а потом рассыпается. Глинистая почва плохо впитывает воду и при сжатии она плотно собирается и сохраняет приданную ей форму.
Песчаная почва хорошо впитывает воду и легко рассыпается. На глинистой почве вода сохраняется дольше, через песчаную она легко просачивается. После заморозков почва становится плотной, твёрдой, сильнее замерзает глинистая почва, а из песчаной вода вымерзает и испаряется быстрее.
Исследовательская деятельность:
Есть ли в почве воздух? (Насыпать почву в банку с водой, пузырьки – это воздух).
Есть ли в почве вода? (тактильные ощущения).
Есть ли в почве глина и песок? (рассмотрение на темном и белом листке бумаги комочков почвы).
Есть ли перегной? (остатки кореньев, листьев, животных).
Есть ли питание? (белый налет на цветочных горшках – налет солей питания; именно этими минеральными веществами питаются растения).

Основы трудовой деятельности: Уборка опавших листьев.
Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.
Оборудование: грабли.

29. «Улетают журавли»
Цель:
• Уточнение представлений детей о птицах, как о живых существах. Уточнение причины их перелётов, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.
• Активизация словаря детей словами по теме «водоплавающие птицы».

Ход наблюдения.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой чёрные.
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Е. Благинина

- О каких птицах стихотворение?
- Кто улетел первым?
Птицы, которые питаются насекомыми.
- Перечислите насекомоядных птиц. (Стрижи, ласточки, грачи, скворцы и др.)
- Позднее всех улетают водоплавающие птицы. Почему?
- Сегодня мы пойдём на водоём и посмотрим, как готовятся к отлёту эти птицы?
У водоёма воспитатель обращает внимание детей на беспокойное поведение птиц.
- Назовите водоплавающих птиц? (утки, гуси, чайки).
- Захватите с собой корм, чтобы подкормить птиц: ведь им предстоит далёкий путь.
- Назовите сказки или рассказы, героями которых были водоплавающие птицы.

Основы трудовой деятельности: Сбор семян растений в разные пакеты.
Цель: закрепление умения различать зрелые семена.
Оборудование: пакеты, полотняные мешочки.

30. «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
Цель:
• Расширение представлений детей о перелетных птицах.
• Воспитание познавательного интереса к птицам.
• Активизация словаря детей: клен, шеренга, линия, дуга, скученная стая.
Оборудование: карточки-схемы: клин, шеренга, вожак.

Хо

Вернуться назад